Собака — древнейший домашний зверь человека. Как символ она стоит в первом ряду за верность и чуткость и нередко рассматривается либо как сторож (Кербер, лат. Цербер, трехголовый пес), либо приносится в жертву усопшим, чтобы она могла служить им даже на том свете
в качестве проводника. Собаки также означали «духовного очевидца» и
вместе с тем предупреждали непредвиденные опасности. Негативные аспекты
собаки выражаются реже, возможно, так, как у северных германцев есть
собака Гарм, которая при наступлении конца света
Рагнарёк убила бога Тира и равным образом была убита им; Древняя Греция
видела темную богиню Гекату, сопровождаемую бойцовыми собаками... Черные
собаки означали также демонических проводников ведьм либо волшебников
(колдунов) (например, Фауста и Агриппы Неттесгеймского, 1486—1535). В
некоторых экзотических культурах собака является, в силу своего ума и
способности к обучению, выдумщицей искусной ловкости и символом
человеческого «цивилизованного добра» (товаров). В античности, с одной
стороны, упоминаются «собачья лесть и цинизм», с другой — привязанность
домашнего сторожа (Филакс), и значение собаки повышается до
хранительницы очага. Асклепий (лат. Эскулап) и Гермес (лат. Меркурий)
сопровождались собаками, так же как впоследствии - святые Губерт,
Евстахий и Рох. В исламском культурном пространстве собака имеет
значение «нечистой», но, однако, используется в охране как сторож. В
Древнем Египте большая шакалоподобная дикая собака (см. Шакал) изображалась в виде бога смерти
Анубиса, что снова указывает на роль собаки как духовного проводника в
потустороннем мире. В Средневековье собака показывается в большей
степени как олицетворение вассальной или супружеской верности, в
некоторых случаях на могильных камнях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий