исторические сведения

Собака — древнейший домашний зверь человека. Как символ она стоит в первом ряду за верность и чуткость и нередко рассматривается либо как сторож (Кербер, лат. Цербер, трехголовый пес), либо приносится в жертву усопшим, чтобы она могла служить им даже на том свете в качестве проводника. Собаки также означали «духовного очевидца» и вместе с тем предупреждали непредвиденные опасности. Негативные аспекты собаки выражаются реже, возможно, так, как у северных германцев есть собака Гарм, которая при наступлении конца света Рагнарёк убила бога Тира и равным образом была убита им; Древняя Греция видела темную богиню Гекату, сопровождаемую бойцовыми собаками... Черные собаки означали также демонических проводников ведьм либо волшебников (колдунов) (например, Фауста и Агриппы Неттесгеймского, 1486—1535). В некоторых экзотических культурах собака является, в силу своего ума и способности к обучению, выдумщицей искусной ловкости и символом человеческого «цивилизованного добра» (товаров). В античности, с одной стороны, упоминаются «собачья лесть и цинизм», с другой — привязанность домашнего сторожа (Филакс), и значение собаки повышается до хранительницы очага. Асклепий (лат. Эскулап) и Гермес (лат. Меркурий) сопровождались собаками, так же как впоследствии - святые Губерт, Евстахий и Рох. В исламском культурном пространстве собака имеет значение «нечистой», но, однако, используется в охране как сторож. В Древнем Египте большая шакалоподобная дикая собака (см. Шакал) изображалась в виде бога смерти Анубиса, что снова указывает на роль собаки как духовного проводника в потустороннем мире. В Средневековье собака показывается в большей степени как олицетворение вассальной или супружеской верности, в некоторых случаях на могильных камнях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий